Проактивное техническое обслуживание (PRM — Proactive Reliability Maintenance) — сочетание технических и управленческих действий, предназначенных для обеспечения, поддержания и возобновления работоспособности оборудования в требуемых пределах.

Проактивное техническое обслуживание — подход, направленный на снижение общего объема требуемого технического обслуживания и максимизацию срока службы оборудования (то есть в идеале — создание «вечного» агрегата, не требующего технического обслуживания) путем систематического устранения источников дефектов, приводящих к преждевременному выходу оборудования из строя.

Проактивность по версии компании «Практическая Механика»:

  • Стратегия технического обслуживания, которая исследует отказы и подразумевает систему действий по техобслуживанию и предотвращает повторение отказа.
  • «Система действий» включает в себя внедрение процессов, технологий и культуры.

Повторяющиеся поломки оборудования являются весьма распространенной проблемой и на предприятиях их нередко воспринимают как данность и статью расходов на «текущий ремонт». При этом работу каждой машины часто приходится останавливать с целью проведения прогнозируемого, «планового» ремонта. Даже если вы придерживаетесь хорошего плана техобслуживания по фактическому состоянию, существует возможность принять дополнительные меры по управлению рисками, повышению надежности и предотвращению простоев. Реализация программы проактивного техобслуживания для поддержания эксплуатационной надежности поможет вам добиться максимальной прибыльности своих активов.

Проактивное техобслуживание имеет доказанные преимущества:

  • Предотвращение возникновения повторяющихся отказов оборудования;
  • Сокращение расходов на техобслуживание;
  • Увеличение эксплуатационной готовности оборудования и повышение качества продукции;
  • Безопасное увеличение ресурса оборудования;
  • Оптимизация эффективности производственных активов;
  • Совершенствование процессов планирования;
  • Расширение полномочий подразделений по техобслуживанию и эксплуатации.

Применение проактивного техобслуживания дает возможность определить, какие операции являются плановыми, а какие необходимо выполнить в приоритетном порядке. Выходя за рамки техобслуживания по фактическому состоянию, программа проактивного техобслуживания позволяет бороться с отказами оборудования и внедрять процессы, предотвращающие их повторное возникновение. Она представляет собой переход к принципиально иному методу устранения отказов оборудования: от их обнаружения и последующего устранения к проведению структурного анализа основных причин, позволяющего предотвратить аналогичные отказы в будущем.